Утверждено
приказом директора «Павлодарского
областного кардиологического центра»
от 17 января 2024 года
№4-01-04/28
Этический кодекс
1. Общие положения
Настоящий этический кодекс (далее-Кодекс) разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 274 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения», а также Кодекса чести медицинских и фармацевтических работников Республики Казахстан, утвержденного приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 декабря 2020 года №ҚР ДСМ-319/2020.
1.1 Этический кодекс представляет свод этических норм и принципов поведения медицинского работника при осуществлении профессиональной медицинской деятельности.
1.2 Положения настоящего Кодекса распространяются на всех сотрудников КГП на ПХВ «Павлодарский областной кардиологический центр».
2. Основная часть
Настоящий Кодекс определяет отношения между медицинскими работниками, обществом и пациентом, и направлен на обеспечение прав, достоинства, здоровья личности и общества в целом, а также определяет высокую моральную ответственность медицинского работника перед обществом за свою деятельность.
2.1 Медицинские работники при выполнении своих должностных обязанностей должны руководствоваться следующими принципами:
-
беспристрастность;
-
честность и объективность;
-
порядочность;
-
профессиональная компетентность;
-
безупречное поведение;
-
лояльность;
-
конфиденциальность информации;
-
гуманность;
-
независимость.
2.2. В своей деятельности медицинские работники центра должны:
-
нести ответственность, в том числе и моральную, за обеспечение качественной и безопасной медицинской помощи в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями и служебными обязанностями в пределах имеющихся ресурсов;
-
соответствовать высоким моральным и нравственным критериям, соблюдать установленные законами Республики Казахстан ограничения и запреты;
-
руководствоваться современными методами и технологиями лечения с доказанной клинической эффективностью;
-
непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания, навыки, компетенции и профессионализм;
-
не совершать действий или бездействий, способных дискредитировать высокое звание медицинского работника Республики Казахстан;
-
противостоять проявлениям коррупции;
-
не допускать использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;
-
не допускать совершения проступков и правонарушений, за которые законом предусмотрена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность;
-
не допускать использования служебного положения для решения вопросов личного характера, не допускать рекламу медицинских изделий и фактов принятия подарков, услуг от физических и юридических лиц в связи с выполнением служебных обязанностей;
-
личным примером способствовать созданию устойчивой морально-психологической обстановки и соблюдению в коллективе принципов корпоративной этики и безопасности;
-
способствовать соблюдению норм Кодекса чести.
-
способствовать укреплению единства работников центра и межнационального согласия;
-
неукоснительно соблюдать трудовую дисциплину, добросовестно, беспристрастно и качественно исполнять свои служебные обязанности, эффективно использовать для этого свое рабочее время;
-
прилагать все усилия для высокопрофессиональной работы, применять оптимальные и экономичные способы решения поставленных задач, бережно относиться к вверенной государственной собственности;
-
придерживаться делового стиля в одежде в период исполнения служебных обязанностей;
-
поддерживать и принимать посильное участие в общественных мероприятиях;
-
не допускать проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений, в установленные сроки принимать по ним необходимые меры.
2.3. Недопустимые действия медицинского работника.
Медицинский работник не вправе:
- использовать свои знания и возможности в негуманных целях;
- использовать методы медицинского воздействия на пациента с целью его наказания, а также в интересах третьих лиц;
- навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды;
- наносить пациенту физический, нравственный или материальный ущерб;
- принимать подарки от пациентов в обмен за медицинские услуги;
- принимать поощрения от фирм-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов за назначение предлагаемых ими лекарств;
- предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную, неполную или искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах, медицинских изделиях.
2.4. Взаимоотношения медицинского работника и пациента
Медицинский работник должен:
- уважать честь и достоинство пациента, проявлять внимательное и терпеливое отношение к нему и его близким;
- оказывать в рамках профессиональной деятельности медицинскую помощь, нуждающемуся независимо от места и времени его нахождения;
- не подвергать пациентов какой-то дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам;
- относиться с уважением к личной жизни пациента и права на конфиденциальность;
- не допускать фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к пациентам, прилагать усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег;
- сохранять врачебную тайну даже после смерти пациента, как и сам факт обращения за медицинской помощью, если больной не распорядился иначе;
- принимать решения исключительно в интересах пациента;
- работник здравоохранения может отказаться от работы с пациентом, направив его другому специалисту в следующих случаях:
-
если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;
-
данный вид медицинской и социальной помощи противоречит нравственным принципам специалиста;
-
если имеются противоречия с пациентом или его родственниками в плане лечения и обследования;
- разъяснять принципы солидарной ответственности за охрану собственного здоровья;
- способствовать укреплению доверия граждан к системе здравоохранения государства.
2.5. Взаимоотношения медицинских работников
В отношении с коллегами медицинские работники должны:
- быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, должен с уважением относиться к их знаниям и опыту;
- соблюдать деловой этикет и правила официального поведения;
- не отказывать в бескорыстной помощи и самому обращаться за советом к коллегам, если этого потребуют интересы пациента;
- не ставить публично под сомнение профессиональную квалификацию другого медицинского работника;
- приумножать традиции и достижения казахстанской медицины;
- соблюдать чистоту рядов медицинского сообщества, беспристрастно анализировать как ошибки коллег, так и свои собственные;
2.6. Ответственность
Настоящий кодекс имеет обязательную силу для всех работников КГП на ПХВ «Павлодарский областной кардиологический центр».
Степень ответственности за нарушение профессиональной этики определяется Этической комиссией.
Если нарушение этических норм одновременно затрагивает правовые нормы, работник несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В случае возникновения конфликтной ситуации медицинский работник должен обсудить проблему конфликта с непосредственным руководителем для принятия соответствующих мер.
При предъявлении необоснованного публичного обвинения в коррупционных проявлениях медицинский работник принимает меры по его опровержению в месячный срок со дня обнаружения такого обвинения.
3 Заключение.
Право пересмотра Этического кодекса и толкования его положений принадлежит Этической комиссии КГП на ПХВ «Павлодарский областной кардиологический центр».
Оригинал настоящего Кодекса хранится в Службе поддержки пациента и внутренней экспертизы.
Сканированная версия настоящего Кодекса размещается на сайте Центра cardiomedical.kz.
Учтенные печатные копии настоящего Кодекса рассылаются при необходимости.